Бурейко Елена Сергеевна
Статья на тему:"Теория и методика музыкального воспитания"Теория и методика музыкального воспитания. Цели и задачи музыкального образования дошкольников. Проблема определения целей и задач музыкального образования (воспитания, обучения) и развития детей в различные исторические периоды имела различное решение. Так, до недавнего времени цель следовала из социального заказа, идеологии и состояла в воспитании всесторонне развитой личности, ядром которой являлись коммунистические идеалы, мораль и пр. Музыка здесь не осознавалась как ценность, являясь лишь средством формирования нужного для государства человека. Иной подход к определению целей связан с изучением музыкального искусства, с приоритетом дидактических целей: музыкальное знание важно само по себе, избегаются социальные, политические установки. Музыкальное произведение — объект анализа, его образно-эмоциональная природа уходит на второй план. В основе третьего варианта решения этой проблемы — гуманитарные ценности— понимание самоценности человека и самоценности музыкального искусства, что обусловливает направленность музыкального образования на создание условий для художественного общения с произведением, для сотворчества и диалога. Музыкальное произведение, соответственно, выполняет различные роли: как внешнее средство для формирования нужных качеств ребенка; как цель изучения и (научения) анализа. Обобщая, выделим источники для постановки педагогических целей: социальный заказ как объективные тенденции развития общества и сознательно выражаемые образовательные запросы граждан; ребенок как субъект детства, имеющий самоценность, потребности его развития; культура и человек как ее творец и творение. Помимо этих источников современные исследователи называют образовательные запросы родителей; воспитателя как носителя человеческой сущности, который является не только исполнителем «фирменных» методик, но и их соавтором, определяющим цели и содержание педагогического процесса. Цели музыкального воспитания: - развитие музыкальности ребенка: - эмоциональной отзывчивости на музыку; - его музыкальных способностей; - формирование основ музыкальной культуры: - развитие музыкально-эстетического сознания (эстетическая потребность, интерес к музыке; эстетические эмоции, переживания, чувства; эстетическая оценка, вкус); - музыкального опыта; - музыкальной грамотности; - креативности ребенка. Обобщая, отметим, что достижение этих целей возможно только через решение задач, связанных с созданием благоприятных педагогических условий. Соотношение музыкального развития, музыкального обучения, воспитания и образования. Воспитание, обучение, образование — базовые педагогические процессы. Их трактовка различается. Развитие — разворачивание вовне изначально присутствующих в структуре человеческого существа свойств в соответствии с естественными закономерностями их роста. Нельзя развивать то, чего пока нет внутри, что не стало компонентом структуры человеческого существа. Специфика воспитания заключается в воспроизводстве, развитии, поддержке подлинно человеческого в человеке, в становлении Образа Человека, развитии его призвания быть Человеком, понимании воспитания как «ухода за духовной жизнью ребенка» (М. Монтессори). Соответственно, музыкальное воспитание — питание музыкой — направлено не на воспитание музыканта, а прежде всего на воспитание Человека, на «воспитание доброго ума и мудрого сердца». Музыкальное обучение направлено на овладение ребенком знаниями, умениями, навыками в сфере музыкального искусства. Музыкальное обучение, как развитие, направлено на создание условий для становления музыкального мышления, музыкального сознания и пр. Музыкальное образование в развитии личности ребёнка. Зачем дошкольнику музыка? Музыкальное образование является одной из традиционных культурных ценностей, определяющих развитие общества и каждой личности. Развитие ребенка в человеческой культуре есть процесс, который организуется взрослым, так как ребенок не знает способы употребления культурных средств. Именно взрослый раскрывает ребенку способы их использования. Образование в Законе РФ трактуется как «целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней». Именно воспитание и обучение создают содержательно-смысловую основу развития, становясь его факторами и средствами. Образование в области искусств, особенно музыкальное образо- вание, обладает большими возможностями. Начиная с древних времен, наука накопила об этом огромное количество сведений. Выделяется три основных направления музыкального влияния на организм человека: на физическое тело; на духовную сущность; на интеллект. К XX в. накопились научные данные, подтверждающие знания древних о том, что музыка — источник мощнейшего влияния на 11 человека. Для античности, например, показательна глубокая связь музыки с медициной. Так, Аристотель подчеркивал не только педа- гогическое, но и терапевтическое значение музыки, считая, что музыка через катарсис снимает тяжелые психические переживания. Гиппократ использовал в своей медицинской практике воздействие музыкой на больных. Великий врачеватель древности Авиценна называл мелодию «нелекарственным» способом лечения (наряду с диетой, запахами и смехом) и сильнейшим средством профилактики нервно-психических расстройств. Начиная с XIX в. наука накопила немало сведений о воздействии музыки на человека и живые организмы. В XX в. интерес к влиянию музыки на формирование духовного мира и на психику человека возрос во всем мире. Медики, психологи, педагоги стараются донести до людей важность музыкального образования для культурной жизни в целом. Доказано, что даже внутриутробный период очень важен для по- следующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает влияние на самочувствие ребенка. Большинство медицинских и психологических исследований подтверждает положительное воздействие музыкальной деятельности на функции дыхания и кровообращения, иммунных процессов, работу мозга и взаимодействие полушарий, умственную работоспособность, психомоторику, развитие речи, вычислительные навыки. В результате музыкального воздействия: повышается чувствительность не только слуховых, но и зрительных анализаторов; улучшаются психические процессы внимания, восприятия, за- поминания; регулируются обменные процессы; снижается уровень тревожности. Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать установленными следующие факты: музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови, а также изменение мышечного тонуса и появление эмоций. Исследователи формулируют «интеллектуальные выгоды» от музыки: повышение уровня читательских, речевых навыков; улучшение навыков решения временных и пространственных задач; - улучшение вербальных и арифметических способностей; -улучшение концентрации внимания, памяти; -улучшение моторной координации. Вместе с этими «выгодами» от занятий музыкой все же основное направление методических поисков в музыкальном воспитании связывается с приближением музыки к ребенку и проживанием им детства в музыке. Структура музыкальности. Взаимосвязь общих и специальных способностей. Определение структуры музыкальности позволяет установить те музыкальные способности, которые надо развивать для успешного выполнение ребенком того или иного вида музыкальной деятельности . «Музыкальность - это чисто человеческое свойство, сложившееся в процессе общественной практики. Оно исторически обусловлено: человек постепенно привыкал различать в звуках человеческой речи, в звуках природы различные свойства - их высоту, длительность. Постепенно выкристаллизовывались выразительные интонации. В процессе этой деятельности формировались, создавались музыкальные способности». В исследованиях последнего времени намечена тенденция трактовки музыкальности как комплекса свойств личности человека, возникшего и развивающегося в процессе возникновения, создания и усвоения музыкального искусства. Под воздействием музыки у человека постепенно возникает особая слуховая и эмоциональная восприимчивость, которая в процессе музыкального развития все более углубляется и дифференцируется. Музыкальность характеризуется единством биологических и социальных элементов, поскольку ее качество зависит как от сочетания специальных способностей и особенностей личности данного человека, так и от ориентации его в музыкальных явлениях данного общества. Музыкальность, таким образом, - это своеобразная форма ориентировки в музыкальных явлениях. «Главный признак музыкальности - переживание музыки как выражения некоторого содержания, основными же носителями этого содержания являются в музыке высотное и ритмическое движение». Содержание понятия «музыкальность» охватывает самые разные свойства - от способности дифференцировать музыкальные звуки до высших творческих проявлений, поскольку музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна. Б.М. Теплов определяет музыкальность как «...тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности». Все способности характеризуются синтезом эмоционального и слухового компонентов. Их сенсорная основа заключается в узнавании, дифференциации, сопоставлении звуков, различных по высоте, динамике, ритму, тембру, и их воспроизведении. Музыкальное сенсорное восприятие имеет огромное значение в развитии ребенка, так как отличается необыкновенной эмоциональностью, целостностью и непосредственностью. В восприятии музыки имеют место общие и специальные группы сенсорных процессов. Первые из них характеризуются целостностью восприятия. При этом средства музыкальной выразительности выступают в разнообразных и сложных взаимосвязях. Вторые - объединяют процессы, связанные с восприятием отдельных свойств музыкальных звуков, а именно их высоты, длительности, тембра, динамики. Существует также сенсорная способность вслушивания в музыкальную ткань, узнавания свойств музыкальных звуков и сравнения их по сходству и контрасту. Музыкальное сенсорное развитие наиболее успешно осуществляется при специальной организации процесса воспитания и обучения - в пении, движении, игре на музыкальных инструментах. В литературе по психологии и музыкальной педагогике в определении музыкальности подчеркивается ее комплексность и многосоставность, установление между отдельными компонентами музыкальности своеобразных связей. Под музыкальными сенсорными способностями понимаются те, которые развивают качество восприятия. Имеется в виду: а) различение свойств музыкальных звуков; б) различение их выразительных соотношений; в) качество обследования музыкальных явлений. Обследования музыкальных явлений предполагает: вслушивание, узнавание свойств музыкальных звуков, сравнение их по сходству и контрасту; выделение из комплекса других звуков; различение их выразительного звучания; воспроизведение с одновременным слуховым контролем в пении, на музыкальном инструменте; комбинирование звуковых сочетаний; сопоставление с принятыми эталонами. Формирование слуха происходит в процессе установления тесных взаимосвязей между восприятием, воспроизведением и творческим преобразованием. Ни один вид практической музыкальной деятельности не обходится без сенсорного опыта. Под сенсорным музыкальным опытом понимается наличие определенного уровня слуховых ощущений, восприятий, представлений, связанных с выразительными средствами музыки. Результатом сенсорного музыкального воспитания детей является определенный уровень их развития, позволяющий им более эмоционально, сознательно относиться к музыке, чувствовать красоту ее звучания в единстве с пониманием ее содержания. Сенсорное воспитание предполагает решение следующих задач: – формирование слухового внимания детей; – концентрация внимания на разнообразных звуковых сочетаниях; – умение улавливать смену контрастных и сходных звуков и звуковых комплексов. Академик Б. Асафьев, обобщая свои наблюдения за детьми, отмечал, что у некоторых из них ярче проявляется музыкальная память, у других - отзывчивость на музыку; наличие абсолютного слуха сопровождается «туповатостью» восприятия более сложных музыкальных отношений, и наоборот, слабый слух сочетается с глубоким и серьезным интересом к музыке. Эти наблюдения свидетельствуют о сложных взаимосвязях между отдельными компонентами музыкальности, их взаимовлиянии. С разных сторон феномен музыкальности рассматривает Б.М. Теплов. Он выделяет в нем более общие и более специальные моменты. К общим относит богатство и инициативность воображения, способность эмоционально погружаться в музыкальное переживание, внимание, волевые особенности, т.е. то, что относится к процессам и свойствам личности, к переживаниям эстетического характера. К более специальным моментам Теплов относит качественное своеобразие специальных способностей, необходимых для выполнения любого вида музыкальной деятельности. Следовательно, в структуре музыкальности можно выделить более общие музыкально-эстетические и специальные способности. Для общих музыкально-эстетических способностей характерно эстетическое отношение к музыкальным произведениям и музыкальной деятельности, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, замыслов, инициативы, творческого воображения, возникновения оценочного отношения. К специальным способностям относятся вышеназванные основные музыкальные способности и их сенсорная основа. Между всеми компонентами музыкальности существуют тесные связи.
Качества, выступающие задатками для развития музыкальности. Задатки — предпосылки развития Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденности задатков. Их связывают с такими особенностями нервной системы, как чувствительность анализаторов (слухового и др.), сила и подвижность нервно-психических процессов. Так Б. М. Теплов (психолог, всесторонне раскрывший проблему общих и специальных, в частности, музыкальных способностей) говорит о слабости и подвижности нервных процессов как о природной основе развития музыкальных способностей, предопределяющей характер моторных (двигательных) и эмоциональных реакций человека. Задатками для развития музыкальных способностей выступают также определенные свойства систем организма — особое строение голосового аппарата, толщина и длина голосовых связок, особенности строения органов слуха, рук и т. д. В самом широком плане задатками музыкальных способностей выступают основные сенсорные, интеллектуальные, мнемические, двигательные и аффективные функции человеческой психики (В. П. Анисимов и др.). Однако прогнозировать развитие музыкальных способностей только на основе задатков нельзя, так как ключевым моментом в этом является социальный опыт усвоения звуковой информации, практика обучения — овладение человеком соответствующей деятельностью (Ю. Б. Гиппенрейтер, Д. А. Леонтьев и др.), т. е. развитие музыкальных способностей (как выражение общих способностей) человека определяют задатки (моторная и эмоциональная реактивность) и социальный опыт (музыкальное образование). Психологи отмечают, что склонности — тяготение ребенка к определенной деятельности — это первый признак зарождающейся способности. Задатки, по мнению исследователей, многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от требований, предъявляемых деятельностью, обществом, эпохой. Так, например, по мнению А. А. Мелик-Пашаева, единой основой всех видов художественных способностей является эстетическое отношение к миру, когда человек воспринимает чувственный облик предметов и явлений как выражение их внутреннего состояния, т. е. они «очеловечиваются», наделяются душой, внутренней жизнью, характером — всем, что свойственно человеку. Именно эти особенности характерны для детей до 9 — 10 лет, пока игра и сказка занимают главное место в их жизни. Это объясняется психофизиологическими особенностями этого возраста: эмоционально-образным типом мышления, связанным с преобладающей ролью в деятельности правого полушария. А. А. Мелик-Пашаев считает, что эстетическое отношение к миру, т. е. острая эмоциональная отзывчивость на все, что познаваемо чувствами, свойственно каждому. Это то качество, которое роднит человека искусства и ребенка, «очеловечивающего» все окружающее, ко всему относящегося как к живому. Поэтому сегодня художественная деятельность рассматривается как наиболее соответствующая природе детства, т. е. природосообразная для развития ребенка. Ученые говорят о том, что дети одарены ко всем видам художественного творчества. Это — возрастная одаренность, сензитивность к развитию способностей во всех видах художественной деятельности, в том числе и музыкальной. Конечно, не все дети станут художниками или музыкантами, но опыт художественно-творческой деятельности может быть перенесен на другие виды деятельности, пока недоступные им в полной мере. В противном же случае не будут использоваться возможности возрастной сензитивности и художественных видов деятельности, что отрицательно скажется на развитии ребенка в целом. Эмоциональная отзывчивость на музыку. Особое место в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, незаменимым средством духовного развития личности. Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержание произведения, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на музыку, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является одной из основных задач музыкального воспитания детей. В психологии эмоциональную отзывчивость (восприимчивость, чувствительность) понимают: · как свойство индивида легко, быстро и гибко эмоционально реагировать на различные воздействия – социальные события, процесс общения, особенности партнёров и т.д. · как эмоциональную реакцию на состояние другого человека, как основную форму проявления действенного эмоционального отношения к другим людям, включающую сопереживание и сочувствие; · как показатель развития гуманных чувств и коллективистских отношений. Эмоциональная отзывчивость на произведения искусства понимается: · как умение откликаться на события, явления, произведения разных жанров; · как способность сопереживать героям, соотносить литературные факты с жизненным опытом; · как способность эмоционального сопереживания музыке; · как эмоциональный отклик на произведения искусства. Эмоциональная отзывчивость выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности. Эстетические чувства и эстетические эмоции составляют высший этап развития человеческих чувств, являются показателем уровня духовной жизни человека. По И. Канту «эмоциональная отзывчивость является катализатором мышления (точнее интеллекта), поскольку изначально облагораживает ум, эстетизируя его». Дошкольный возраст это период, когда преобладает чувственное познание мира. Именно в этом возрасте необходимо учить душу трудиться: сопереживать другому человеку, его чувствам, мыслям, настроениям. Эстетическое воспитание направлено на развитие умений дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности. Одним из ярких средств воспитания является музыка. Эмоциональная отзывчивость на музыку – основа музыкальности. Она связана с развитием эмоциональной отзывчивости и в отношениях с людьми, с воспитанием таких качеств личности, как доброта, умение сочувствовать другому человеку (А.И. Катинене, М.Л. Палавандишвили, О.П. Радынова). Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. «Поскольку музыкальное переживание по своему существу – эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержание музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку». Н.А. Ветлугина отмечает, что эмоциональное переживание тесно связано с художественным образным мышлением. В.П. Анисимов говорит, что «эмоциональная отзывчивость на музыку это способность личности к соответствующему переживанию музыкального содержания и ценностно-смысловому осознанию (рефлексии) своих ассоциаций и мыслеобразов в процессе восприятия, исполнения и сочинения музыки…». Он утверждает, что эмоциональное переживание человека предусматривает проявление: 1) направленности переживания: позитивного или негативного; 2) активности, т.е. степени выраженности состояния: слабо, умеренно, сильно; 3) насыщенности, т.е. дифференцированности, детализации, разработанности оттенков, нюансов состояний, определяющих творческий характер мыслеобраза. Эмоциональная отзывчивость на музыку не может быть зафиксирована в навыках и умениях. Как сказал Б.М. Теплов «она проявляется в наибольшей степени в двух способностях: ладовом чувстве (эмоциональный компонент музыкального слуха) и чувстве ритма (способность активно переживать музыку)». Ладовое чувство – это способность эмоционально отзываться на общий характер произведения, смену настроений в нем, чувство тяготения звуков (от неустойчивых к устойчивым). Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки (предшествующем и сопутствующем всем видам музыкальной деятельности), а также в музыкально-ритмических движениях. Б.М. Теплов считает, что в процессе восприятия ладовое чувство может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте характерным проявлением ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Интерес к музыке выражается во внимании детей во время слушания музыки, внешних проявлениях (двигательных, мимических, пантомимических), т.к. у ребенка дошкольного возраста при восприятии музыки преобладают эмоции, которые внешне выражены ярче, чем у взрослых, просьбах повторить произведение, наличие любимых произведений и т.д. В какой-то мере показателем могут быть высказывания детей о прослушанной музыке, о ее характере, смене настроений (конечно, при достаточном «словаре эмоций»). Наряду со слушанием музыки музыкально-ритмические движения представляют собой тот вид деятельности, в котором наиболее успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку. Ритм – одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляют основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Поскольку восприятие музыки – это активный слуходвигательный процесс, одним из средств, помогающих развитию эмоциональной отзывчивости на музыку, являются движения (мелкие движения рук, танцевальные и т.д.). К показателям развитости чувства ритма относятся соответствие движений характеру и ритму музыки, выразительность движений. Важно, чтобы содержание музыки было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик. Доступность содержания музыки понимается не только как использование близких детям программно-изобразительных средств и образов (природа, сказка, образы животных и т.д.), но, прежде всего – как соответствие чувствам, которые дети способны пережить в данный момент в том или ином возрасте. О.П. Радынова предложила методы «уподобления характеру музыки», способствующие развитию эмоциональной отзывчивости, осознанному восприятию, осмыслению выразительных средств музыки в активной творческой деятельности. Она говорит о том, что педагог должен постоянно добиваться того, чтобы действия детей соответствовали звучащей музыке, уподоблялись меняющемуся характеру произведения через движения, слово, выбор тембра инструмента и т.д.. 1. Словесное уподобление характеру музыки. Для углубления эмоциональных переживаний необходимо в процессе занятия создать определенный эмоциональный настрой с помощью беседы, художественного слова. В.А. Сухомлинский писал: «Слово должно настроить чуткие струны сердца…Объяснение музыки должно нести в себе что-то поэтическое, что-то такое, что приближало бы слово музыке». 2. Мимическое и интонационное уподобление. Педагог уподобляет звучанию музыки свою мимику и интонацию. 3. Тактильное уподобление. Нежное прикосновение к руке ребенка. 4. Двигательное, ритмопластическое уподобление. Побуждение выразить характер музыки в музыкально-ритмических движениях, ритмопластикой. 5. Темброво-инструментальное уподобление. Педагог помогает детям выбрать инструмент и с помощью оркестровки передать настроение в произведении. 6. Вокальное уподобление. Пропевание мелодии голосом. 7. Полихудожественное уподобление. Беспредметное (пятном, точками, линиями) и предметное, сюжетно-образное рисование музыки. Одной из форм непосредственного отклика на музыку может являться детский рисунок. Л.С. Выгодский говорит, что «ребенок обращается к рисованию не случайно, а потому, что именно рисование представляет ему возможность легко выразить то, что им владеет...» Согласно методам уподобления характеру музыки О.П.Радыновой нами была разработана серия заданий для выявления особенностей проявления эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста в различных видах музыкальной деятельности. 1. Музыкальное лото Цель. Различать характер музыки (веселая – спокойная – грустная). Оборудование. Карточка из плотного картона (размер 21 – 7 см) разделена двумя линиями на три квадрата: на первом изображен ребенок с веселым, улыбающимся лицом; на втором – со спокойным выражением лица; на третьем – с грустным. Три фишки с цифрами 1, 2, 3. Музыкальный репертуар. Д. Шостакович «Вальс-шутка», Л.В. Бетховен «Колыбельная», П. Чайковский «Болезнь куклы» Инструкция к проведению. Дети слушают пьесу веселого, грустного или спокойного характер и с помощью карточек определяют ее характер (закрывают фишкой соответствующее изображение на одном из квадратов карточки). Цифры на фишках показывают последовательность исполнения пьес. 2. «Танцующая кисточка» (беспредметное рисование) Цель. Выразить в рисунках контрастные эмоциональные состояния (радость, грусть). Оборудование. Листы бумаги формата А4; акварельные краски, широкие колонковые или беличьи кисти №8,10. Музыкальный репертуар. Л. Делиб «Пиццикато», Л. Бетховен «Лунная соната» первая часть. Методические приемы. Дети слушают музыку с закрытыми глазами. Затем открывают глаза и рисуют под музыку (два, три повтора). 3. «Полянка» Цель. Передавать характер звучания музыки в цветовых ассоциациях. Оборудование. Два больших листа ватмана, тонированные в зеленый цвет, с прорезями для цветов. Насекомые разного цвета по два набора для мальчиков и девочек (бабочки, муравьи, стрекозы и др.). Музыкальный репертуар. Э. Григ «Утро» Методические приемы. Обратить внимание детей на летние полянки, которые нужно оживить с помощью насекомых. Насекомые разложены на столе. 4. Двигательная импровизация под музыку Цель. Передавать характер звучания музыки в танцевальных движениях. Оборудование. Предметы для импровизации: лоскутки материи, полоски бумаги разного цвета, разных размеров, шифоновые шарфики, шишки, палочки, цветные листья. Музыкальный репертуар. «Рондо Венециано» «Гармония». Методические приемы. Детям предлагается представить себя осенним листьями, танцующими под музыку. Но прежде чем включится в движение вместе со звучащей музыкой, им нужно выбрать предметы, которые у них будут в руках и которые смогут украсить их танец. Эти предметы заранее разложены на стульях, стоящих вдоль стен зала. На протяжении импровизации дети могут менять выбранные предметы, постепенно подбирая к музыке. После завершения звучания детям предлагается повторить танец, но в более упорядоченном виде. Дети с выбранными предметами в руках встают в общий круг. С началом звучания музыки каждый из них по очереди на короткое время становится ведущим в центре круга, импровизируя движения. Стоящие в кругу дети копируют движения ведущего. 5. Оркестровка Цель. Передавать характер звучания музыки через игру на детских музыкальных инструментах. Оборудование. Колокольчики, бубенцы, треугольники, палочки, маракасы, барабаны, тарелки, бубны. Музыкальный репертуар. П.И. Чайковский «Камаринская» Методические приемы. Детям предлагается послушать музыкальное произведение. После прослушивания подумать, на каких музыкальных инструментах можно сыграть эту музыку. Выбрать музыкальный инструмент для оркестровки. Оркестровка музыкального произведения. 6. Автопортрет Цель. Выражать эмоциональную отзывчивость на музыку через рисование своих эмоций. Оборудование. Листы бумаги формата А4, цветные карандаши. Музыкальный репертуар. П.И. Чайковский «Подснежник» Методические приемы. Детям предлагают послушать музыкальное произведение и нарисовать себя так, чтобы было понятно настроение, появившееся после прослушанной музыки. После работы мальчики и девочки поясняют свои рисунки. Сущность музыкальной культуры. Музыкальная культура общества есть единство музыки и ее социального функционирования. Это — сложная система, в которую входят: 1) музыкальные ценности, создаваемые или сохраняемые в данном обществе, 2) все виды деятельности по созданию, хранению, воспроизведению, распространению, восприятию и использованию музыкальных ценностей, 3) все субъекты такого рода деятельности вместе с их знаниями, навыками и другими качествами, обеспечивающими ее успех, 4) все учреждения и социальные институты, а также инструменты и оборудование, обслуживающие эту деятельность. Музыкальная культура духовно-материальна по своей природе. Основное ее содержание составляют музыкальные образы и другие явления общественного музыкального сознания (интересы, идеалы, нормы, взгляды, вкусы и т. д.). Рассмотрим понятие музыкальной культуры дошкольников. Д.Б. Кабалевский музыкальную культуру личности ребенка связывал с духовным постижением музыкального искусства. Он считал, что музыкальная грамотность, по сути, и является музыкальной культурой, которая проявляется в качествах восприятия музыки: - способности воспринимать музыку как живое образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; - особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать ее эмоционально, отличать в ней хорошее от плохого; - умение на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером ее исполнения. Ю.Б. Алиев под музыкальной культурой личности ребенка подразумевает индивидуальный социально-художественный опыт, обуславливающий возникновение высоких музыкальных потребностей. Музыкальная культура понимается как интегративное свойство личности, главнейшими показателями которого являются: - музыкальная развитость (любовь к музыкальному искусству, эмоциональное к нему отношение, потребность в различных образцах художественной музыки, музыкальная наблюдательность; - музыкальная образованность (вооруженность способами музыкальной деятельности, искусствоведческими знаниями, эмоционально-ценностным отношением к искусству и жизни, «открытость» новой музыке, новым знаниям об искусстве, развитость музыкально-эстетических идеалов, художественного вкуса, критическое избирательное отношение к разнообразным музыкальным явлениям). Характеристика детской музыкальной субкультуры. Музыкальную культуру детей можно рассматривать как специфическую субкультуру определенной социальной группы(дети дошкольного возраста). В ней можно выделить два компонента: 1) индивидуальная музыкальная культура ребенка, включающая его музыкально-эстетическое сознание, музыкальные знания, умения и навыки, сложившиеся в результате практической музыкальной деятельности; 2) музыкальная культура дошкольников, которая включает в себя произведения народного и профессионального музыкального искусства, применяемые в работе с детьми, музыкально-эстетическое сознание детей и разные институты, регулирующие музыкальную деятельность детей и удовлетворяющие потребности их музыкального воспитания. Соответствующий дошкольному возрасту объем музыкальной культуры общества ребенок перенимает в семье, детском саду, через средства массовой информации, музыкально-культурные учреждения. Влияние семьина формирование начал музыкальной культуры ребенка определяется ее традициями, отношением членов семьи к музыкальному искусству, общей культурой, даже генофондом. Роль детского сад проявляется через личностные и профессиональные качества педагога-музыканта, его талант и мастерство, общекультурный уровень воспитателей и всего педагогического коллектива, через созданные ими условия. Общественные институты(средства массовой информации, творческие музыкальные союзы, музыкально-культурные учреждения и т. д.) организуют различную музыкальную деятельность детей, создание, тиражирование и хранение музыкальных произведений, научные исследования. Основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание, которое формируется в процессе музыкальной деятельности. С помощью музыкально-эстетического сознания (эстетического отношения человека к музыке) происходит постижение музыкальных произведений, своих собственных впечатлений от них. Развиваясь в музыкальной деятельности оно помогает человеку воспринять содержание музыкальное произведение и определить для себя его значение. Для полноценного восприятия слушателю необходимо пережить музыкальное произведение, уметь различать основные средства музыкального выражения, иметь музыкальный опыт, некоторые сведения о музыке. Музыкальное сознание постепенно поднимается на более высокий уровень, если у ребенка появился интерес к музыкальной деятельности, дана установка на восприятие музыки, если ребенок способен дать оценку прозвучавшему произведению, дать свое, пусть пока элементарное суждение. Основное средство, при помощи которого формируется музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом – это сама музыка Основываясь на положениях психологии о роли деятельности в развитии личности, можно выделить несколько компонентов в структуре музыкальной культуры ребенка. К компонентам структуры музыкальной культуры ребенка можно отнести: музыкальный опыт, музыкальная грамотность, которую Д.Б. Кабалевский назвал «по сути музыкальной культурой» и которая, действительно, является её стержнем, её содержательным выражением, и музыкально-творческое развитие. Музыкальный опыт, по мнению Л.В. Школяр, наиболее видимый, самый первый «слой» музыкальной культуры. Он позволяет судить о музыкальных интересах ребёнка, его пристрастиях, широте музыкального и жизненного кругозора. Опыт восприятия музыки и ее исполнения свидетельствует об ориентировке (или об отсутствии её) в ценностях музыкального наследия прошлого (классики, музыкального фольклора) и в современной окружающей музыкальной жизни. Критериями наличия опыта могут выступать: уровень общей осведомленности о музыке, наличие интереса, определенных пристрастий и предпочтений, мотивы обращения ребёнка к той или иной музыке (что ребёнок ищет в ней и что ждет от неё). Параметры музыкальной грамотности связаны с качествами восприятия музыкальных произведений. Это индивидуально-личностная способность воспринимать музыку как живое, образное искусство, рожденное жизнью и неразрывно с жизнью связанное; особое «чувство музыки», позволяющее воспринимать её эмоционально, отличить в ней хорошее от плохого; умение на слух определить характер музыки и ощущать внутреннюю связь между содержанием музыки и характером её исполнения; а также способность определить на слух автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора. Музыкально-творческое развитие ребёнка (третий компонент) - рассматривается в целостной системе музыкальной культуры как способность к творчеству и саморазвитию. Творчество выступает показателем развитости человека, а в музыке - это высший показатель овладения личностью музыкальным искусством. Музыкальное творчество проявляется как самопознание, самовыражение и самоутверждение в их единстве. Потребность в самовыражении проявляется тогда, когда ребёнок выражает свое отношение к нравственно-эстетическим идеалам, заключенным в искусстве; самопознание проявляется тогда, когда ребёнок исследует свой духовный мир через музыку, а самоутверждение - когда через музыкальное искусство он заявляет о себе, о богатстве своей чувственности, о своей творческой энергии. Особенности в приобщении дошкольников к народной музыкальной культуре. Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство, в котором объединены устный фольклор, музыкальное и изобразительное искусство. В народном искусстве обобщены представления о прекрасном, эстетические идеалы, мудрость народа, которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции, обычаи, особенности жизни своего народа, приобщается к его культуре. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочения эмоционально – положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности. Период дошкольного детства является, как показали исследования педагогов и психологов (Венгер Л.А., Грибовская А.А., Доронова Т.Н., Комарова Т.С., Сакулина Н.П., Шпикалова Т.Я.) является наиболее сензитивным к восприятию народного искусства, его использованию в творческой деятельности. Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо добиваться, чтоб они были не только активными слушателями и зрителями, но и активными исполнителями песен, хороводов, плясок, музыкальных игр и.т.п., активно включались в работу на занятиях, в том числе и по подготовке к праздникам и развлечениям. Одной из важнейших задач, стоящих перед нашим обществом в настоящее время является его духовное нравственно-патриотическое возрождение, которое невозможно осуществить, не усваивая культурно-исторический опыт народа. Ни что так не способствует формированию и развитию личности, её творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, устному и песенному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, которой является для ребенка его родной язык. Расширяется кругозор детей, у них формируется любовь и уважение к русским народным традициям. Фольклору отводится всё более заметное место в выполнении задач нравственного и эстетического воспитания, развития творческих способностей подрастающего поколения. Фольклор в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и приобщение к высокой культуре и традициям своего народа.
Фольклор близок детям по содержанию. С его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него своё воспитательное воздействие. Достоинства и недостатки «Программа воспитания и обучение в детском саду» под редакцией Васильевой М.А.
Программа воспитания и обучения в детском саду Авторы Л.В.Антонова, Н.Е.Веракса и др.; под ред. М.А.Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Это усовершенствованный вариант «Программы воспитания и обучения в детском саду» (М.: Просвещение, 1985; отв. ред. М.А.Васильева). Программа доработана с учетом достижений современной науки и практики дошкольного образования. Так, в ней предоставляются более широкие возможности для полноценного социального и личностного развития ребенка, вместе с тем сохранены лучшие его традиции. Большое место в программе отводится эстетическому воспитанию, осуществляемому через ознакомление детей с разными видами искусства в процессе разнообразной художественно-творческой деятельности, при этом большое значение придается развитию самостоятельности. Кроме того, эстетическое начало должно пронизывать всю жизнь ребенка. Появился обновленный раздел «Культурно-досуговая деятельность». Она является в программе приоритетным направлением в организации жизни дошкольника, основой формирования его культуры и осуществляется черезорганизацию отдыха, развлечений, праздников, самостоятельной работы ребенка с художественными материалами. Музыкальное воспитание рассматривается как неотъемлемая часть эстетического воспитания детей с раннего возраста. Автором программы и методических рекомендаций по музыкальному воспитанию является М. Б.Зацепина. Цель программы: передать детям музыкальный опыт старших поколений; · развивать музыкальную культуру; · формировать положительные черты и свойства личности. · Основное средство достижения этой цели — постоянное общение ребенка с музыкой, развитие потребности в высоких образцах художественного творчества. Задачи программы формировать музыкальную культуру и музыкально -· эстетический вкус; приобретать знания, умения и способы музыкальной · деятельности; формировать музыкальные способности; · развивать интерес и любовь к музыке своего народа и · других народов; формировать умения использовать полученные знания и · навыки в быту и на досуге и др. Программа сопровождается п е р е ч н я м и литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр. Разработано с о д е р ж а н и е п р а з д н и к о в , развлечений и досугов. Большое значение придается развивающей среде, выделены направления работы по ее созданию во всех возрастных группах. В программе определены п р име р н ы е у р о в н и р а з в и т и я , в которых отражаются достижения, приобретенные ребенком к концу каждого года
Основные направления реформирования дошкольного образования в 90-е годы. В 90-е годы XX века разработка теории содержания дошкольного образования базировалось на следующих принципах: - гуманизации направленности педагогической работы, предполагающей ориентацию на личность ребенка, максимальное раскрытие его склонностей и интересов, способностей через организации разных видов детской деятельности; - признания приоритетным личностно ориентированного образования; направленности содержания образования на социализацию ребенка; -создании предметно-пространственной и социальной развивающей среды; -единства общечеловеческих и национальных ценностей в содержании, формах и методах работы; -преемственности дошкольного и начального образования. ВАРИАТИВНЫЕ ПРОГРАММЫ ПО МУЗЫКАЛЬНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ
развитие эмоциональной отзывчивости; формирование выразительных певческих и пластических способностей.
Реализация целей программы осуществляется в числе прочих с помощью раздела «Ребенок и музыка». Его авторы, А. Г. Гогоберидзе и Г. В. Курило, выделяют в качестве обобщенных целей музыкального развития и образования детей:
· развитие музыкальной культуры; · накопление опыта взаимодействия с музыкальными произведениями; · развитие позиции активного исполнителя-создателя музыкальных произведений для того, чтобы в пении, танце, музицировании доступными средствами ребенок мог выражать свои чувства, переживания. В связи с этим программа каждой возрастной группы (младший, средний и старший дошкольный возраст) содержит две части:
· музыкальное восприятие: слушание — интерпретация; · музыкальное исполнительство: импровизация — творчество. В серии «Библиотека программы "Детство"» выпущено пособие «Детство с музыкой» (А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская, 2010), в котором представлены современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, состоящее из двух частей. Пособие содержит большое количество практических материалов: описание диагностического инструментария, подбор детского музыкального репертуара, конспекты игр и занятий с детьми.
· социальное; · познавательное; · эстетическое; · и физическое развитие. Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (музыка, художественная литература, живопись). В основе художественного развития лежит формирование художественных способностей, детское творчество, интеграция различных видов деятельности.
· слушание музыки; · движение; · пение; · игра на детских музыкальных инструментах; · музыкальная игра-драматизация.
· передать детям музыкальный опыт старших поколений; · развивать музыкальную культуру; · формировать положительные черты и свойства личности. Основное средство достижения этой цели — постоянное общение
· формировать музыкальную культуру и музыкально-эстетический вкус; · приобретать знания, умения и способы музыкальной деятельности; · формировать музыкальные способности; · развивать интерес и любовь к музыке своего народа и других народов; · формировать умения использовать полученные знания и навыки в быту и на досуге и др. Программа сопровождается перечнями литературных и музыкальных произведений, дидактических и подвижных игр. Разработано содержание праздников, развлечений и досугов. Большое значение придается развивающей среде, выделены направления работы по ее созданию во всех возрастных группах.
Одной из ведущих характеристик современного дошкольного образования является «расширение поля инновационных преобразований» (О.А. Сафонова). Об этом убедительно свидетельствует увеличение количества д/с, внедряющих современные программы и технологии. Организационный аспект внедрения предполагает, прежде всего, создание материальных и кадровых условий. Процесс изучения новых программ и методик – длительный и сложный, он требует от специалистов глубокой вдумчивой работы. В сфере современного дошкольного музыкального образования происходит большой творческий подъём. Создаются различные программы и технологии по отдельным видам деятельности: ритмическим движениям, театрализованным играм и песням и др. Большое внимание уделяется народному творчеству. Каждое из этих направлений является частью общего музыкального воспитания. Анализ существующих программ по содержанию, целям и задачам позволяет условно разделить их на парциальные, включающие одно или несколько направлений развития детей («Музыкальные шедевры», «Ладушки. Праздник каждый день», «Гармония», «Ритмическая мозаика», «Элементарное музицирование с дошкольниками» и др.), и комплексные, включающие все основные направления развития ребёнка, программы музыкального развития дошкольников. Среди комплексных программ, включающих музыкальное образование как одно из направлений развития дошкольника, в настоящее время можно выделить следующие: «Детство», «Радуга», «Развитие», «Из детства в отрочество».
«Элементарное музицирование с дошкольниками» (Т.Э. Тютюнникова). Программа разработана на основе сочетания принципов творческого импровизационного музицирования австрийского композитора Карла Орфа с достижениями отечественной музыкальной педагогики. Программа рассчитана на 2 года систематических занятий с детьми старшей и подготовительной к школе групп. Вариативность программы позволяет адаптировать её к работе с детьми младшего и более старшего возраста. Идея программы – в неразрывном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой. Цель программы – привить первоначальные навыки творческого ансамблевого музицирования на основе развития импровизационного мышления и первичного моделирования творческих процессов; развить природные способности ребёнка. Главные задачи программы: помочь детям в эстетической игре войти в мир музыки; ощутить и пережить её чувственно; создать предпосылки к формированию творческого мышления; способствовать практическому усвоению музыкальных знаний. Сопутствующие задачи предусматривают воспитание потребности в музицировании; практическое знакомство с отдельными произведениями классической музыки; развитие навыков общения и соучастия; формирование качеств, способствующих самоутверждению (самостоятельности и свободы мышления, индивидуальности восприятия). Работа с детьми по развитию у них навыков элементарного музицирования в соответствии с требованиями программы осуществляется по 3-м взаимосвязанным направлениям: учебному, творческому и концертному. По каждому направлению работы программа содержит конкретные рекомендации для педагогов. Учебное музицирование автор программы рассматривает как обучение простейшим элементам музыкального языка и умению их применять в процессе развития у детей чувства ритма и звуковысотного слуха. Творческое направление работы по развитию у детей навыков элементарного музицирования нацеливает ребёнка на свободное использование знакомого материала в новых условиях, предусматривает различные варианты комбинирования этого материала. Цель творческого направления в работе с детьми – в пробуждении творческого импульса ребёнка. Главной задачей концертного музицирования является приобщение детей к соучастию в исполнении аранжированной классической музыки, а также музыки, созданной самими детьми. Вся работа с деть 29 ноября 2017 в 21:55
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.